Пятницкая церковь (не сохранилась)

Пятницкая церковь (не сохранилась)
В начале нынешней улицы Пролетарской города Мурома возвышалась утраченная ныне Пятницкая церковь. Изначально церковь была деревянной и дата ее создания не сохранилась. Известно только, что старый деревянный храм был перестроен в 1818 году. Купец Суздалев возвел каменное строение на месте ветхого деревянного, но и каменный храм в 1939 году был разрушен.

Создана церковь на честь великомученицы Праскевы, нареченной Пятницою. Сохранившаяся сотная книга г. Мурома от 1547 года не имеет данных о дате заложения храма. Первую сохранившуюся информацию можно почерпнуть из описи Бартенева, которая датируется 1637 годом. В описи упоминается, что церковь находилась в конце посада, имела деревянный сруб и трапезную. В церкви находился образ, изображающий святую великомученицу Христову Прасковею, нарицаемую Пятницой. Сам образ с венцом был покрыт басменым серебром и позолочен. В храме находилась также икона Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени( основа - иссиня-зеленоватая, земляная краска). Из храмового имущества у икон описывается наличие гривен, четырех серебряных с позолотой и одной золоченной серебряной чеканной, четыре позолоченных серебряных креста, позолоченные копейки, серьги с каменными червцами (в форме червяка), а также камень серовик на серебре. Перед описанными образами, назваными "местными", стояли две свечи. Дальше идет описание Царских Дверей и столбцов, устройство тяблового иконостаса на празелени, с наличием венца, серебряных гривен с позолотой, басменных. Церковные сосуды, находящиеся на жертвеннике, были деревянными. Дальше находился воздвигальный крест из серебра.

Подробно описаны имеющиеся в храме книги: напрестольное Евангелие, книги евангелистов серебрянные с позолотой, Шестоднев (Шестодневец), рукописный Апостол, молитвословник Триодь постная, Псалтырь на харатьи (Трефоль), Минея (описание службы святых на каждый день года), Тропарь (православная гимнография), Святцы (перечень церковных праздников) и Часослов. Колокола на колокольне были небольшие, весящие всго "полтрети пуда" (около 3 кг), всего четыре штуки. Все описанное имущество, со свечами и образами, ризы, книги и колокола находились в собственности мирских прихожан.

На территории церкви находился двор и огород, пренадлежащий попу Ивану. Вся церковная земля, вместе с прицерковным кладбищем, была 30 сажен длины и шириной 22 сажени. Церковная земля служила местом приюта для вдов: Ульянки Васильевской (умершего Березова), Ненилки Кузминой, сапожниковой вдовы, Фотиньицы, бывшей Левкинской жены. Находились тут же и бобыльские дворы - сына Власки Федорова и Гаврилки, сына Крупенникова, на Курилке. Сохранилась подробная информация, что оброк с каждого двора составлял две гривы за год. Со всей земли под дворами бобылей, площадью 86 сажен на 56 сажен, поп Иван собирал в сумме "рубль, 6 алтын и 4 денги".

Право собственности попа Ивана на землю было наследственным, так как нею владели бывшие перед ним попы. Он пахал свою землю и, вместе с проживающими на бобыльских дворах, обрабатывал землю, принадлежащую церкви. По данным приправочных книг Григория Кириевского от 132 г., плата составляла с каждого проживающего на земле "по полутретника пашни", как предписывалось и дьякону Леонтию (Воздвиженскому).

Окладные книги 1676 года подтверждают информацию, что Пятницкая церковь в своей собственности имела девять посадских дворов прихода, пять мест под бобыльские дворы пустуют, один занят. Всего земли в поле "полтретника".

Данные о храме довольно скудные и до начала XIX столетия больше никаких подтверждений не находим. Известно, что купцом Суздалевцевым был построен новый каменный собор, где устройство главного престола посвящалось Сошествию на Апостолов Святого Духа. В новом здании храма теплый придел освящается на честь святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницы. Утварь нового храма разнообразна, но уникальной исторической ценности она не имеет.

Пятницкая церковь является прописной к Крестовоздвиженскому храму до 1876 года, а прежде, до 1798 года, имела даже отдельный притч. Сегодня церковный притч составляют священник и псаломщик, получающие на содержание от служб и проведения требоисправлений 420 рублей. Церковного дома притч не имеет, с притчового капитала отсчитывается на содержание процент в размере 360 руб., и около пятдесяти рублей с церковной земли.

Есть план и межевая книга на прихрамовую землю, составляющую 7 десятин 124 кв. сажен. В это количество входят сады, огороды, 6 десятин пустующей земли и церковное кладбище, занимающее 2 десятины.

Клировые приходские ведомости содержат информацию, что православных прихожан в Муроме мужчин - 134 души, женщин - 132 души. В исчислению прихода входят и прихожане, проживающие в сельце Орлове, расположенном в двух верстах от Мурома, всего 673 души (335 мужского пола и женского 338).



Назад к списку