Среди утраченных церквей Мурома, хранится память о Николо-зарядной церкви. Церковь располагалась сразу за торговыми рядами, что и послужило для ее названия. Каменный храм Николая Чудотворца «Зарядного» был сооружен муромским купцом Смолиным. Строительство было начато в 1675 году, а уже 1657 году храм принял первых прихожан. В январе 1930 года церковь была закрыта и стала складом Муромского объединения льняных фабрик. В качестве склада храм просуществовал недолго, во второй половине тридцатых годов здание было снесено.
Построенная на деньги Смолина церковь была одноаспидной, венчалась одной главой и имела шатровую колокольню. Но каменный храм был построен на месте более старой деревянной церкви, точное время постройки которой неизвестно. Первые достоверные документальные свидетельства существования храма Николая «Заречного» встречаются в Бартеневской описи, датированной 1637 годом. Согласно Бартеневской описи деревянный храм с папертью находился на осыпи, позади хлебных торговых рядов.
Опись Бартенева дает самое детальное представление о внутреннем убранстве и церковной утвари. Главный образ храма в киоте Николая Чудотворца был написан на классической празелени, с серебряным венцом и окладом. Еще одна богато убранная икона – образ Пречистой Богородицы Одигитрии, с серебряными венцами и окладом, с позолоченными элементами. Перед этими иконами стояли подсвечники (поставные свечи), отделанные эмалью. Местного написания икона Николая, с небольшим подсвечником перед ней, также написана на празелени. Далее по описи идут иконы всех святых и святой мученицы Параскевы Пятницы, написанные также на празелени с серебряным окладом. Царские врата, иконы алтаря и престольный образ Пречистой богородицы, как и большинство икон, имели основой празелень. Воздвиженский крест из серебра, позолоченный. Церковная посуда для свершения таинств была оловянной.
В храме находились печатные церковные книги – два Евангелия, книги евангелистов в позолоченных серебряных обложках, Служебник, Шестидневник, общая Минея, Апостол и Потребник. Из рукописных книг отмечаются два полууставных Трефоля и тропари. Шесть колоколов на колокольне и паникадило были медными. Колокола имели вес по шесть пудов каждый. В описи Бартенева указано, что храм и прочие постройки, а также вся церковная утварь строились и приобретались за деньги мирских людей.
Во времена составления описи настоятелем храма служил отец Ефимий. На церковной земле стояли кельи постоянно проживающих бобылей, имена которых Бартенев полностью перечисляет. Кроме того на церковном дворе находились шесть келий для странников. Как полагалось, все живущие в кельях должны были платить оброк в две гривны в год, общих доход церковного хозяйства от бобыльских келий составлял за год рубль, шесть алтын и четыре деньги. Территория, на которой находился сам храм, кладбище и хозяйственные постройки была практически квадратной, 23 сажени в длину и столько же в ширину.
В 1783-1785 (1675-1677) годах деревянная церковь была перестроена. На ее месте возвели каменных храм, посвященный Святителю Николаю Чудотворцу с отдельным приделом во имя святого Леонтия Чудотворца Ростовского. На стене храма существовала надпись, посвященная строительству церкви, в которой указывались даты начала и окончания строительства.
Внешний вид холодной церкви не изменился после перестройки, полностью сохранив архитектуру. Одна глава на глухом фонаре, одночастный алтарь и четырехскатная крыша, двухярусные окна с теремками, крест с короной наверху, все это было воссоздано в камне. Трапеза или теплая часть храма при перестройке потерпела значительные изменения. К ней был пристроен отдельный придел святого Ильи, так как Ильинская церковь чуть ранее была упразднена.
Упоминания об Ильинской церкви содержатся в муромской сотной книге 1574 года, а также в неофициальной части Владимирских Епархиальных Ведомостей 1886 года. Согласно окладной книге в 1676 году настоятелем Ильинской церкви значился отец Михаил. К храму относились двор подъячего и два пушкарских двора. Отцу Михаилу в 1677 году было даровано право служить молебны на судах, останавливающихся напротив церкви. Такое право, согласно документам, Ильинский священник получил за то, что его церковь без прихода. За проведение молебнов полагался оброк, составлявший 8 алтын и 2 деньги за год.
В церковных архивах по сегодняшний день хранятся документы, позволяющие проследить дальнейшую судьбу храмов. Так, в 1795 (1687) году посадскому человеку Авдею Крюкову была выдана грамота Митрополита Рязанского и Муромского Павла. Согласно грамоте стены и кровля обеих церквей очень сильно обветшали и проводить в них служб более невозможно. Митрополит выдал разрешение на строительство нового храма, посвященного Казанской иконе Божьей Матери с отдельным приделом во имя святого пророка Ильи, вместо двух храмов, полностью непригодных для служб.
Перестройка храма состоялась в 1772 году. Благословление новому храму дал епископ Владимирский и Муромский Преосвященный Иероним. Согласно духовны росписям по состоянию на 1771 год к храму приписывались прихожане 24 дворов. Церковь просуществовала всего сорок лет, в 1811 году она была окончательно упразднена, а весь приход переведен в Николаевский храм. Вместе с упразднением Казанской церкви произошли изменения и в Николаевском храме. Существовавший с давних времен придел Леонтия Ростовского был упразднен, а в храме появились приделы святого пророка Илии и Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в память об упраздненных храмах.
С западной стороны теплой церкви располагалась небольшая колокольня, построенная из камня. Колокольня имела шатровую крышу, а на двух ее стенах находились изображения двуглавых орлов. Венчалась колокольня крестом с короной вверху и полумесяцем внизу. История не донесла до нас ни времени строительства колокольни, ни причины изображения на ней символов государства.
Большая часть церковной утвари и украшений современные. Из сохранившихся с древних времен икон можно отметить образ Христа, написанный в 1683 году изографом Александром Ивановым, что подтверждает надпись внизу иконы. Еще одна подобная икона кисти Михаила Лукина Смольянинова была написана в 1179 году. Из других старинных икон можно перечислить образ святого Иоанна Златоуста, образ святого Леонтия Ростовского, образ святого пророка Илии в житии, образ святого Николая Чудотворца в житии. Также почтенный возраст имеют некоторые другие, менее значимые иконы. Из старинных освященных книг сохранилось напрестольное Евангелие, изданное в 1671 году. Оно попало в храм, благодаря строителю каменной церкви Николая Зарядного Ивану Леонтьеву Смолину.
В храме также находится напрестольный крест, с надписью на рукояти, гласящей, что крест принадлежит церкви Чудотворца Николая в Зарядье в городе Муроме. Крест содержит частицы мощей нескольких святых - первоапостола Андрея, святого Иакова, преподобного Александра Свирского, Иоанная Милостивого, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского и Анастасия Перского. Кто приложил этот крест в храм и когда - неизвестно. В храме хранится старинное серебряное кадило, приложенное в церковь Иваном Леонтьевым в память об усопших родителей, что гласит надпись на нем.
Те, церковные предметы, что относились к современным были достаточно богато отделаны. Согласно штата в храме были священник и псаломщик. На их содержание отводились средства от служб и выполнения треб прихожан в размере 650 рублей в год. Кроме того, доход приносил причтовый капитал – 156 рублей в год. Аренда за церковную землю и подвалы также давала 65 рублей ежегодно.
Согласно клировым ведомостям православных прихожан, живущих в городе, числилось при храме Николая Чудотворца Зарядного 192 мужчин и 174 женщины. По дворам роспись прихожан включала два подьячих двора, двор гостиной сотни Ивана Смолина, 37 посадских дворов и 7 дворов дворников.