Георгиевская церковь (не сохранилась)

Георгиевская церковь (не сохранилась)
Одна из интереснейших достопримечательностей Мурома, к сожалению не сохранившаяся до наших дней – Георгиевская церковь, построенная на северо-восточном краю города в Кожевниках. Более ста лет с постройки до середины семнадцатого века церковь была деревянной. Состоятельный муромец Сидор Лопатин выделил средства на строительство каменного храма, и к 1651 году была построена пятиглавая церковь, с трапезной и колокольней. В тридцатые годы двадцатого века церковь была закрыта и разрушена.

Упоминания о Георгиевской церкви находятся в старинных документах с 1574 года. В сотной выписи этого года значится построенная на берегу Оки в Кожевниках, деревянная церковь. Церковь очень хорошо описал Бартенев в 1637 году. По его описи полностью восстанавливается и внешний вид, и внутреннее убранство храма. Согласно летописи, церковь великого страстотерпца Георгия стоит за осыпью в Кожевниках под горой на берегу. В церкви существовал придел, посвященный святым страстотерпцам Борису и Глебу. И сам храм, и паперть были деревянными.

Большая часть икон были написаны на празелени – традиционной для Руси сине-зеленой краске, составлявшей основу для большинства икон того времени. В церкви насчитывались образ великомученика Христова Георгия, кому посвящен храм. Также из образов в летописи упоминаются икона Пречистой Богородицы Одигитрии и святого чудотворца Николая, в серебряных окладах, с позолоченными венцами. Иконы Царских ворот и алтаря также были созданы на празелени. Воздвиженский крест посеребренный.

Упоминаются церковные сосуды для таинств, изготовленные из олова. Икона Бориса и Глеба, стоявшая в отдельном приделе содержала на той же доске образ благоверного князя Владимира. Икона была в богатом серебряном окладе, который по свидетельству летописи, был содран литовцами во время нашествия польско-литовского войска под руководством Лисовского. Упоминаются иконы Сергия Радонежского и преподобного отца Никона на золоте. Также в описи говорится о множестве других икон, Георгиевской церкви, включая запрестольный образ Пречистой Богородицы.

Обязательной частью описей тех лет были освященные церковные книги. В Георгиевском храме хранились напрестольное рукописное Евангелие. Две книги, содержавшие каноны церковных песнопений – Триоди на праздничный период и на период поста. Из других книг упомянуты Шестодневник, охтай, Трифоль, два Пролога – все рукописные. В церкви были и печатные книги, изготовленные в Москве – толковое Евангелие, Псалтырь и служебник.

В Бартеневской описи полностью перечислено имущество храма – медное кадило, четыре медных колокола на звоннице. Церковная территория занимала участок длиной двадцать сажен и шириной двенадцать. На отдельном участке находилось кладбище и жилой двор настоятеля церкви вместе с кельями для холостых послушников. Под жилую территорию отводилось восемнадцать саженей в длину и семнадцать в ширину для попа и двадцать на шесть саженей под кельи бобылей. Всего в храме насчитывалось шесть келий. Проживавшие в кельях выплачивали на пользу храма оброк, зарабатывая милостыней или писарями в судах.

В Бартеневской описи не упоминается стоявшая рядом с Георгиевской церковь Святого мученика Никиты, также построенная из дерева. Во время Литовского нашествия она была сожжена дотла. Впервые церковь святого Никиты упоминается в храмозданной грамоте Рязанского епископа Мисаила от 1651 года. Этот храм также был возведен на деньги Сидора Лопатина и его родственника монаха-схимника Иосифа.

В грамоте, выданной преосвященным Мисаилом, есть благословление Сиддору Лоатину на строительство каменного храма. На ее основании и была возведена Георгиевская церковь с двумя дополнительными приделами – во имя Бориса и Глеба, и во имя мученика Никиты. Придел святого Никиты был построен теплым.

Точной информации о времени постройки этой церкви не сохранилось. Ее внешний вид остался неизменным практически со времени постройки, поэтому храм является памятником русского церковного зодчества семнадцатого века. В качестве материала для фундамента церкви использовались речные голыши и местный песчаник. Цоколь строился из больших известковых плит, а основные стены и купол были из крупного кирпича. Поперечные балки и связи первоначально изготавливались из дерева, но при перестройке церкви были заменены на железные, пропущенные насквозь через стены храма и закрепленные болтами. Общая форма церкви кубическая, на востоке к основному зданию примыкает алтарный выступ, а на западе трапеза. Над церковью возвышаются пять глав, построенных на глухих фонарях.

Внутреннее пространство храма было полностью разделено на две части. Глухая стена проходила внутри храма с востока на запад. Южная половина была теплой, а северная холодной. Внутри теплой половине под куполом основного храма была построена еще одна церковь, по своей высоте соответствующая трапезе. В результате между сводами двух храмов образовалось пустой пространство без освещения, куда можно было попасть через вход в западной стене храма. Чтобы добраться до входа, необходимо было подняться на крышу трапезы.

В 1865 году церковь была перестроена изнутри. В разделяющей ее части стене пробиты арки, сделав теплым весь храм. Колокольня, стоящая у западной стены, производит обманчивое впечатление построенной позднее, так как ее кирпич намного меньше в размерах, чем кирпич стен храма. В девятнадцатом веке у западного входа была построена кирпичная паперть, датируемая 1887 годом. Хотя церковь первоначально посвящалась трем святым – Георгию, Борису и Глебу, Никите, для каждого из которых был выделен отдельный придел, в 1820 году церковные власти приняли решение упразднить Борисоглебский придел в связи с теснотой алтаря. Два придела остаются в церкви и поныне.

В церкви построены новые иконостасы современного устройства. Тем не менее сохранилось достаточно много старинных икон – икона Спасителя, заново вставленная в серебряную ризу, икона великомученика Горгия Победоносца, выделяющаяся двуперстным старообрядческим крестом у святого Георгия, иконы Нерукотворенного Образа и мученика Никиты. Иконе святого мученика Никиты за здоровье больных младенцев молятся городские жители, и жители окрестных сел и деревень. Кроме этих основных, сохранились и другие иконы средних веков.

Из древних церковных книг в храме хранятся два напрестольных Евангелия, одно 1736 года, а второе 1701 года. В церкви находится наперстный крест с частицей мощей святых. Из надписи на кресте следует, что они принадлежат Григорию Богослову, благоверному Константину и Муромским чудотворцам.

Грамота архиепископа Рязанского на строение каменного храма, посвященного великомученику Георгию, сохранилась в церковных архивах до наших дней. Согласно грамоте в штат храма входили священник и псаломщик, средства на содержание которых выделялись из причтового капитала 2906 рублей в год и 450 рублей из денег, собранных во время церковных служб и исполнения треб верующих. Кроме того дома для служителей были построены на церковной земле за счет патриархата. Муромский приход Георгиевской церкви составлял 102 мужчины и 104 женщины. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой в 1896 году насчитывалось 53 ученика.



Назад к списку