Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь
Согласно легенде, некогда на берегу Оки в Муроме стоял деревянный дворец Ивана Грозного, ровно на том же месте, где сейчас стоит Церковь Николы Набережного (также, часто называется Церковью Николы Мокрого). Церковь была построена в начале XVIII века на пожертвования священника Дмитрия Христофорова, желавшего таким образом увековечить память о своем отце, некогда здесь служившем в деревянной церкви.

Изначально церковь была небольшой – только основное здание в виде четверика, увенчанного пятью главками (1714 год), которое к 1717 году было отделано и освящено. Более чем через сто лет, в XIX веке, в храму была пристроена колокольня и трапезная.

Внешний вид церкви, возвышающейся над Окой, привлекает внимание – яркий и очень заметный – ярко-желтые фасады, которые великолепно смотрятся не только со стороны реки, но из Муромского горсада.

Скромное убранство церкви поражает своей простотой и изяществом – ложные закомара, украшающие барабаны, центральный из которых является световым и тонкий резной фриз великолепно гармонируют с луковичными головками, венчающими храм. Колокольня была пристроена восьмигранная, двухъярусная, украшенная сверху одной главкой. Широкая и кажущаяся массивной трапезная облегчена рядом окон, украшенных резными наличниками.

Древний резной иконостас, который по своему возрасту не намного младше самого храма, в 1717 году был украшен иконами работы знаменитого иконописца Александра Казанцева, который написал для этой церкви двенадцать икон с изображениями сивилл – пророчиц, которыми было предсказало скорое рождение Иисуса Христа. Перед революцией храм был украшен богатой резьбой с стиле барокко, обшитой листовым золотом. В советское время, в 1940 году, храм был закрыт и разграблен. Было спасено несколько икон, которые было перенесены в краеведческий музей.

В храме за все это время забвения и запустения чудом уцелел иконостас, который после возвращения верующим храма в 1992 году после легкой реставрации вновь сияет как прежде. В настоящее время храм отреставрирован, в нем идут богослужения и как прежде венчает собой высокий окский берег.

На высоком берегу Оки стоит уникальная церковь, построенная во имя святого Николая Чудотворца. Николо- набережная церковь стоит на береговой террасе Оки и по своему местоположению носит имя «Набережного» Николая. В советские времена, в тридцатые годы, церковь была закрыта и возвращена Владимирской епархии уже в 1991 году. Датой постройки церкви считаются 1700-1714 года, в это время на месте старой деревянной церкви был возведен каменный храм. Строительство церкви связано с именем Ивана Грозного. Церковь была заложена в те дни, когда Иван Васильевич находился в Муроме, во время Казанского похода.

Церковь возводилась прямо напротив царских палат. В записях сотной книги 1574 года указано, что против церкви стояли горницы и повалуши, царского двора. В год составления сотной книги значительная часть построек уже была полуразрушенной, на государевом дворе жили дворники. Как и все храмы, основанные царями, Никольскую церковь не оставляла вниманием царская семья во все времена. В частность, Михаил Федорович пожаловал церкви рыбные и бортные угодья на Оке.

Церковь Николы Набережного, или как ее еще называли Николы Мокрого, детально описана в Бартеневской описи 1637 года. Храм был построен за чертой города, за осыпью на речном берегу. В те времена церковь находилась в самом конце Пушкарской улицы. В храме существовало еще два придела, посвященных Федору Стратилату и святям Козьме и Дамиану. Читая Бартеневскую опись, можно оценить и внутреннее убранство храма того времени. Главный образ святого чудотворца Николая находился в серебряном окладе и позолочен. Икона включала еще несколько образов по краям – Спаса всемилостивого, Пречистой Богородицы, также с серебряными венцами.

Упоминается в описи местный образ Пречистой Богородицы Одигитрии, венц серебреный басмен с жемчугом. Образ Николая Чудотворца, обложенный басменным серебром, венец и гривны басменные. На традиционной празелени были написаны иконы великого Ильи Пророка, святых великомучеников Фрола и Лавра, образ Пречистой Богородицы Воплощения. Перед образами стояли одиннадцать подсвечников, вероятно также серебряных. Иконы Царских Ворот, алтарных столбцов и самого алатря писались также на празелени. Из других икон упомянута икона Пречистой Богородицы, на празелени, с венцом и двумя гривнами из серебра. Посуда жертвенника для совершения таинств в храме была оловянной, один Воздвиженский крест медный, еще один – посеребренный.

В церкви Николы Мокрого было достаточно много освященных книг, представлявших немалую ценность в те времена. Почти все, упомянутые в Бартеневской описи книги были рукописными. Опись упоминает Евангелие, два охтая, постную и цветную триоди, пролог, книгу Иоанна Златоуста. Из напечатанных книг в храме хранились Апостол, служебни и минея общая.

Далее Бартеневская опись переходит к приделам храма. В приделе Федора Стратилата главная икона на одной доске с именным святым содержала икону великомученицы Ирины, написанную на празелени. На золоте Образ Пречистой Богородицы со святыми. Второй придел, посвященный Козьме и Дамиану хранил именную икону Святых на празелени, с серебряным окладом, и серебряными же венцами гривны. Перечислены и другие главные иконы придела – Пречистой Богородицы, архистратига Михаила. Обе иконы на празелени, с серебряным венцом и гривнами.

Кроме приделов, опись Бартенева отмечает теплую деревянную церковь «соловетских начальников Зосима и Саватия». В ней также находились иконы, входящие в опись – местный образ святых Изосима и Саватия, написанный на празелени, Царские врата золотого писания, престольная и обычная иконы Пречистой Богородицы на празелени. Колокольня храма содержала шесть колоколов, общим весом превышавшим двадцать пудов. Опись подчеркивает, что образа, свеи, книги, ризы и само церковное строение посвящены светлой блаженной памяти Ивана Васильевича, царя и великого князя всея Руси.

Земельный надел, принадлежавший храму, составлял в длину почти 21 сажень, а в ширину около 16. На этой же земле находилось и церковное кладбище. Кроме того, согласно описи, во владения церкви входил двор Стефана Тарасьева, более двадцати двух сажень в длину и девятнадцати в ширину. Во времена составления описи попом храма служил Никифор Иванов. Его участок, вместе с выигранным по суду у Андрея Сокова участком пушкарского двора, составлял почти тридцать две сажени и тянулся до Поледной горы. В ширину участок был неровным, в самом узком месте ширина составляла семь саженей, в широком – одиннадцать. На поповском дворе и на церковной земле находились кельи для холостяков – бобылей и вдов. Опись подробно перечисляет имена всех, живших в кельях на момент ее составления. Кроме того, на церковной земле находились и кельи для бродячих монахов и послушников. Всего под кельи было отведен участок земли, длина которого составляла 56 саженей, а ширина 6 саженей. Жившие в кельях платили оброк в пользу попов Стефана и Никифора, составлявший полполтины с каждой кельи за год. Общая сумма оброка составляла 2 рубля, 8 алтын и 2 денги.

Согласно указу царя Михаила Федоровича, к церковному наделу принадлежало множество земель в Муромском уезде.Среди них озеро Беловоща, вместе с рекой, образующей его, еще три небольших озера – Солодко, Стопорко и Калинко, озерцо Колодивое и рекой Калинкой и безымянное озеро, вместе и сточником, находившимся выше по Оке, напротив села Казнева. Сохранилась государева грамота, подтверждаемая припиской дьяка Порфирия Пахарева, в которой полностью перечислены все воды речные и озерные, принадлежавшие храму Николы Мокрого. Ежегодный оброк, собираемый с этих угодий составлял около двадцати рублей.

Кроме Бартеневской описи еще достаточно много документов описывают церковь, ее имущество и приход. Так, в окладных книгах 1676 года мы находим информацию о церкви Николая Набережного – двор попа Флора, двор попа Христофора и тридцать три двора посадских приходских. Кроме того в приход входили три пушкарских, два бобыльских и один боярский двор, с проживающим там дворником. В тех же книгах указана половина озера Беловоща, пять запалых озер и десять бортничих угодий.

Строительство каменного храма было начато в 1700 году. На месте старой деревянной церкви московский священник Дмитрий Христофоров из Храма Воскресения Христова начал строительство новой каменной церкви. По одной из версий историков, Дмитрий Христофоров являлся сыном отца Христофора, бывшего настоятелем храма святого Николая в 1676 году. Подробные записи о всех этапах строительства храма сохранились на клиросах церкви до наших дней. Подробная хронология строительства показывает как строилась и готовилась к деятельности церковь – в 1707 году была выписана благословенная грамота патриархата, к 1714 году закончен иконостас, иконы написаны и освящены к 1715 году, позолота на иконостас наложена в 1716 году. Последняя запись на клиросе, посвященная строительству, касается освящения храма с благословения митрополита Рязанского, Преосвященного Стефана в 1717 году.

До нынешних дней внешний облик храма дошел без изменений. Венчают постройку пять голов. Отдельно выступают три полукруглых выступа алтаря. Окна церкви большие, двухсветные. В целом храм строился практически по тому же архитектурному проекту, что и большая часть муромских церквей семнадцатого века.

В дальнейшем храм неоднократно расстраивался, увеличивая свои размеры. В 1803 году к основному зданию была пристроена каменная трапеза, чуть позже в ней создан отдельный престол Сошествия Святого Духа. Престол получил имя в честь ранее существовавшей ниже Никольской церкви по Оке. Об этой церкви практически не сохранилось достоверной информации, очевидно только, что ее дата постройки больше, чем у Бартеневской описи, самого полного документа тех времен.

Следующая перестройка храма произошла в 1847 году. Значительно расширилась трапеза, в ней создан придел во имя великомученика Власия. Святой, ставший покровителем прихода, также считался покровителем стад, а основная часть муромских прихожан храма Николая Набережного занимались торговлей скотом.

Первоначальный холодный храм полностью сохранил свое первоначальное внутреннее устройства и украшения. И в наши дни в церкви стоит тот же иконостас, со своей первоначальной позолотой, пусть и изрядно потускневшей, но сохранившей былую красу. Уже давно церковь планирует обновить иконостас и отдельные иконы, но пока средств на это не хватает. Очень интересны сохранившиеся с постройки храма, подписанные изображения сивилл на клиросах. На каждом из клиросов изображено по шесть сивилл. Ниже приведены тексты подписей под их изображениями.

Имена и описания сивилл с правого клироса. Первой идет Персика, одетая в зеленые ризы с белым платком на плечах. Вторая сивилла по имени Гырбутина, одетая в красное с головой покрытой козлиной кожей, пророчествовавшая за 19 лет до Рождества Христова. Третья Европия, одетая в цветные одежды. Четвертой идет Симия, одетая в цветные одежды и несущая обнаженный меч. Пятая Електриана, с добрым образом и одетая в красное. Последней изображена Оригиятль, со старым лицом.

На левом клиросе были изображены следующие сивиллы. Делфика, с рогом в руках и в красных одеждах. Ангифабо, среднего возраста, одетая в розовое одеяние и несущая, как символ покаяния, в левой руке цвета. Следующей идет Елипостенка из Бистранских земель. За ней находится изображение Демофифилки, несущей на голове белый платок и одетая в цветное. Предпоследней изображена Хивика, с распущенными волосами в синей ризе. Завершает список сивилла Лубикар, в зеленом венце, полная радости и всегда смеющаяся, что символизирует приход Царства Небесного.

Центральный иконостас не единственное украшение церкви, сохранившееся с давних времен. Древняя икона Николая Чудотворца особо почитается местными жителями и считается творящей чудеса. Невозможно не обратить внимание на резное изображение Можайского Николая Чудотворца. Изображение святого с серебряной митрой, позолоченной и украшенной стразами, с серебряной же ризой. Наиболее ценной своими украшениями является икона Знамения Пресвятой Богородицы. Серебряная риза богато украшена драгоценными камнями.

В церкви Николая хранятся два Евангелия, отпечатанные в 1698 году. Эти Евангелия напрестольные и обложены серебряными досками с позолотой. Напрестольный чеканный крест 1698 года изготовлен из серебра. От Димитрия Христофорова сохранились позолоченные церковные сосуды, вошедшие в состав утвари храма в 1717 году.

Дмитрий Христофоров также принес в храм несколько церковных освященных книг. Среди них отпечатанные в 1704 и 1705 года месячные минеи и несколько других книг. Окладные книги содержат информацию о содержании священника и псаломщика, служивших в храме. Причтовый капитал и исполнение треб верующих приносили храму 525 рублей за год. Всего в приход входило 379 православных городских жителей, 194 из них мужчины и 185 – женщины.


Николо-Набережная церковь
г. Муром, ул. Плеханова, д. 27А
+7 (49234) 3-12-33



Назад к списку